Пробуждение Титана

Фесенко А.В. К прочтению картины Г.Г. Голобокова «Пробуждение Титана» // В мире науки и инноваций: сборник статей Международной научно — практической конференции (20 апреля 2017 г., г. Казань). В 5 ч. Ч. 5/ — Уфа: АЭТЕРНА, 2017. С. 237 — 243.

УДК 75.03

А.В. Фесенко
Канд. пед. наук, доцент кафедры
Теории культуры, этики и эстетики, МГИК.
г. Москва, Российская Федерация.

К прочтению картины Г.Г. Голобокова «Пробуждение Титана»

Титан, cпутник планеты-гиганта Сатурна, — один из самых любимых объектов художников-космистов и фантастов. В научно-популярных книгах, журнальных статьях разных лет, в сети Интернет можно встретить множество живописных и графических изображений этого космического тела.

В 1970-е годы к этой теме обратился советский художник и поэт Геннадий Григорьевич Голобоков (1935-1978). В то время произведения художника были хорошо знакомы читателям журналов «Художественная самодеятельность», «Клуб», «Волга». Всесоюзную и международную известность творчеству Г.Г. Голобокова принесли публикации на страницах журнала «Техника-молодежи», сразу обративших на себя внимание многотысячной армии любителей научной фантастики и искусства. Картины художника побывали на выставках в Москве, Варшаве, Улан-Баторе, Праге, Будапеште, Лиссабоне, Вьентьяне, на Мадагаскаре. Две картины находятся в Хьюстоне — космическом центре [1, с. 91.].

Тем не менее, многие научно-фантастические картины Геннадия Голобокова остаются неизвестными для широкого зрителя. Связано это как с тем, что выставки работ художника не проводятся в прежних масштабах, так и с тем, что новыми поколениями давно утрачен интерес к научной фантастике.

Одна из работ Г.Г. Голобокова, о которой мы хотим рассказать, — «Пробуждение Титана». Стоит заметить, что отсутствие в школьной программе такого предмета, как астрономия, формирующего мировоззренческую культуру, привело к тому, что сюжет этой картины многим зрителям не понятен.

Поэтому сначала следует познакомиться с историей открытия этого небесного тела.

25 марта 1655 года, «около восьми часов вечера» [12, с. 9], великий нидерландский ученый Христиан Гюйгенс (1629-1695), наблюдая планету Сатурн и его окрестности при помощи 12-футового телескопа, обратил внимание на слабую звездочку, находившуюся поблизости Сатурна [14, с. 105]. Следя за ней каждую ночь, Гюйгенс обнаружил, что она перемещается относительно планеты и неподвижных звезд. Вывод мог быть только один — вокруг Сатурна обращается спутник.

О своем открытии Гюйгенс сначала сообщил в брошюре «О наблюдении новой луны Сатурна» [11], а в 1659 году издал полное описание системы Сатурна [12].

Никакого имени спутнику Гюйгенс не дал, а просто обозначил его как «Луна Сатурна» (Luna Saturni). И только спустя 203 года английский астроном Джон Гершель (1792-1871) предложил называть этот спутник Титаном [13, с. 42].

Уверенно определить размеры этой сатурновой луны астрономы долго не могли — слишком далекий и тусклый объект. Удалось это сделать только в XX веке. 29 марта 1974 года произошло покрытие Луной Сатурна и Титана, т. е. Луна расположилась между Землей и Сатурном, закрывая эту планету вместе с Титаном. Хорошо зная скорость движения Луны и расстояние до Титана, астрономы и смогли высчитать, что его диаметр составляет 5150 километров, на 50% больше нашей Луны. Этот спутник Сатурна оказался одним из самых больших в Солнечной системе! Он по массе и размерам превосходит планету Меркурий, но все же немного уступает Ганимеду — спутнику Юпитера [9, с. 152].

Зимой 1944 г. астроном Джерард Койпер (1905-1973) открыл наличие атмосферы у Титана. Изучая спектрограммы, Койпер пришел к выводу, что атмосфера состоит, в основном, из метана. В дальнейшем выяснилось, что ее основную массу составляет азот, и при этом она плотнее атмосферы нашей планеты. А.В. Родин отмечает, что «атмосфера Титана просто поражает воображение: мало того что давление превышает земное в 1,5 раза, ее состав удивительно близок к составу земной атмосферы!» [7, с. 19.]. А американские ученые Ральф Лоренц и Кристоф Сотен оптимистично полагают, что «если бы в атмосфере Титана было немного кислорода, и температура была не — 180° С, мы бы чувствовали себя там как дома» [4. с. 15.].

После того как 14 января 2005 года на поверхность Титана опустился зонд «Гюйгенс» и провел исследования, осуществив самую дальнюю посадку на сегодняшний день, наши знания неизмеримо возросли.

Как уже отмечалось, Титан всегда привлекал пристальное внимание не только ученых, но и служителей искусства. В середине XX века пышным цветом расцветала не только научно-фантастическая литература, но и кинофантастика, и научно-фантастическая живопись. В нашей стране одним из основоположников научно-фантастической живописи как жанра считается Ю.П. Швец (1902-1972), а в США — Чесли Боунстелл (1888-1986).

Именно Боунстелл вызвал к Титану живой интерес у широкой публики. В журнале «Life» от 29 мая 1944 года он впервые опубликовал свои работы на космическую тему. Среди представленных картин была и «Вид Сатурна с поверхности Титана» [15, с. 79.]. Внимание обращает на себя тот факт, что художник изобразил Титан с атмосферой, которую за несколько месяцев до этого обнаружил Койпер. Знал ли об этом открытии Чесли Боунстелл или работал «по наитию», нам не известно. Но, так или иначе, мы видим голые скалы покрытые снегом, снежное поле и серп окольцованного Сатурна в морозном синем небе. К этой теме Боунстелл еще не раз возвращался в разные годы.

Трудно сказать, был ли знаком с работой Боунстелла Геннадий Голобоков, но схожие иллюстрации других авторов, несомненно, были ему известны. Они публиковались в разных изданиях, а нам хорошо известно, что Геннадий Григорьевич обладал исключительно широкой эрудицией. По воспоминаниям близких людей, художник блестяще ориентировался в многообразии научной и научно-фантастической литературы.

Например, в 1967 году на русском языке вышла книга-альбом «Планеты Солнечной системы», иллюстрированная чешско-немецким писателем-фантастом и астрономом-художником Людеком Пешеком (1919-1999), великолепно написавшим реалистичные пейзажи планет и их спутников. Картина «Вид Сатурна с Титана» очень напоминает работу Чесли Боунстелла — такой же заснеженный мир с глубокой синевой холодного неба, в котором висит серп Сатурна [8, с. 164-165]. Фантастические сюжеты, повествующие о работе космонавтов на Титане, Г.Г. Голобоков мог видеть и на иллюстрациях советских художников, например, в работе Н.М. Кольчицкого «Титан» (1955) [3] или А.К.
Соколова «Сатурн. На Титане» (1963) [10].

Изучая работы разных художников, писавших (и пишущих) Титан, легко заметить, что они обращаются либо к жанру пейзажа, либо к научной фантастике. Такого рода масштабы «заглядывания» в далекое будущее принято называть «фантастикой дальнего прицела». И совершенно иным, неожиданным и поразительным предстает перед зрителем Титан кисти Геннадия Голобокова. Художник представляет, что спутник Сатурна еще не освоен как научный форпост, но людьми он уже подвержен терраформированию, т. е. на Титане силой человеческого разума и труда изменены климат, температура, давление, экологические условия и приведены в состояние, пригодное для жизни человека. Мы вправе назвать прицел фантазии Голобокова не просто дальним, а «сверхдальним»! Название картины говорит зрителю о том, что художник отнюдь не стремится поведать о пейзажах Титана, подобно другим живописцам. Он рассказывает о миссии людей будущего, чьей сверхзадачей и является пробуждение спящего мира.

Мы не найдем на картине футуристических зданий научных баз, городов, «титанических» строек. Пейзаж такой же первозданный как и миллиарды лет назад. Но мы не сомневаемся, что человек грядущего превратит мрачную, холодную инопланетную пустыню в новую Землю! Об этом нам говорят пять фигур красивых, стройных, молодых людей без скафандров, которые вписаны в этот инопланетный пейзаж на трех планах. Легкие одежды и накидки говорят о том, что ушли в прошлое те времена, когда на Титане был чудовищный холод и мрак. Атмосфера здесь отныне насыщена кислородом и мастер пишет небо нежными тонами лазури. Сатурн с кольцами выполнен в розовых и бело-голубых тонах, что придает ощущение утренней свежести.

Г.Г. Голобоков. «Пробуждение Титана». Х., м. 78 х 111. 1970-е. Городской выставочный зал г.
Балаково, Саратовская обл.

На дальнем плане три фигуры любуются величественным видом исполинской планеты. Написаны они спиной к зрителю, но в этих фигурах мы узнаем женщину и двух мужчин. Примечательно, что позы очень напоминают античных граций.

На среднем плане молодой человек в полный рост, в светло-зеленом комбинезоне и легкой розовой накидке, пристально всматривается вдаль нового мира. Рот его слегка приоткрыт, обнажая белые зубы. За головой человека виден диск — еще один спутник из семейства Сатурна.

На первый план, в область золотого сечения, художник выводит поясную фигуру человека с горном. Горн — не столько музыкальный инструмент, а, скорее, инструмент сигнальный. В картине Голобокова именно горн является овеществленным символом, звуки которого возвещают о наступлении новой эры в жизни Титана. По признанию людей, видевших картину «Пробуждение Титана», персонаж с горном вызывает у них ассоциации с пионерским или армейским горнистом, подающим сигнал побудки. Более того, многим на память приходит сравнение с историей о том, что перед стартом первого искусственного спутника Земли, на космодроме появился горнист.

В 1972 году на киностудии «Мосфильм» был снят художественный фильм «Укрощение огня», повествующий о становлении советской космонавтики. В фильме присутствует и сцена с горнистом. Вот как пояснил эту ситуацию журналист В.С. Губарев в интервью для журнала «Итоги»: «После запуска много чего превратилось в легенду. Например, везде пишут, что непосредственно перед стартом на космодроме появился горнист и протрубил… Горнист же, надо сказать, и на самом деле был. Но вовсе не возвещал миру о рождении спутника. Все было гораздо тривиальнее: солдатам требовалось немедленно выйти за пределы пусковой зоны. Другого вида связи, кроме горна, не было. Раз звучит труба — все срочно сматывайтесь! Но жест и факт красивые» [6, с. 39].

Возможно, что эта история была знакома Геннадию Голобокову (например, из х/ф «Укрощение огня») и не исключено, что образ этого таинственного горниста на космодроме Байконур послужил своеобразной моделью для художника и на холсте обрел символическую миссию пробуждения Титана.

В этой картине Голобоков остается верен себе — во всех его произведениях для него важен, прежде всего, человек и совершенно справедливо он считается основоположником психологической фантастики в научно-фантастической живописи [2, с. 9]. Художника интересует человек-творец, его стремление к счастью, красоте, справедливости, познанию. Как совершенно справедливо отмечает журналист и писатель А.И. Лушников, Геннадий Голобоков «стал первым из художников-фантастов, кто увидел в космическом пространстве не какие-то железные конструкции или растения, похожие на огромные кактусы, а живого человека» [5, с. 137.]. Не случайно, героев картин Голобокова сравнивают с персонажами романов И.А. Ефремова. Именно такие люди, такие герои, предстают перед нашим взором на картине «Пробуждение Титана».

Литература

  1. Азеф В.С. Наперекор судьбе // Последняя высота: Сборник стихотворений. Вып. 2 / Сост. и предисл. И. Бурсова. — М.: Молодая гвардия, 1986. С. 89-91.
  2. Алябьев В. Через тернии к звездам. // Техника-молодежи.- 1979.- 8.- С. 8-9.
  3. Васильев М.В. Путешествия в космос. — М.: Государственное издательство культурно-просветительной литературы, 1955.
  4. Лоренц Р, Сотен К. Спутник, который мог быть планетой // В мире науки. No 5, 2010. С. 15-21.
  5. Лушников А.И. Своя высота. — Балаково, Издательство «БВ», 2016.
  6. Привалов К. Спутник как предчувствие // Итоги No 41 (852), 2012. С. 38-42.
  7. Родин А.В. Новое о Титане // Земля и Вселенная. No 4, 2006. С. 19-28.
  8. Садил Й., Пешек Л. Планеты Солнечной системы. Пер. с чешского И.А. Грязновой. — Прага: «Артия», 1967.
  9. Силкин Б.И. В мире множества лун. — М.: Наука, 1982.
  10. Соколов А., Стругацкий А., Стругацкий Б. Космическая фантазия. М.: ИЗОГИЗ, 1963.
  11. Hugenii Cristiani. De Saturni Luna Observatio Nova. Hagae, 1656.
  12. Hugenii Cristiani. Systema Saturnium sive de causis mirandorum Saturni phaenomenon et comite ejus planeta novo. Hagae, 1659.
  13. Lassel W. Observations of satellites of Saturn // Monthly Notices of the Royal Astronomical Society, Vol. 8. London, 1848. P. 42-43.
  14. Louwman P. Christiaan Huygens and his telescopes. Proceedings of the International Conference, 13 – 17 April 2004, ESTEC, Noordwijk, Netherlands, ESA, sp 1278, Paris 2004. P. 103-114.
  15. Solar system. It is modeled miniature by Saturn, its rings and nine moons // LIFE. 29 may 1944. P. 78-80, 83-84, 86.

© А.В. Фесенко, 2017.